Уверенное наступление ОС Linux на компьютеры российских школ натолкнулось на сопротивление башкирского города Белебей. Учительница информатики Наталья Протопопова получила выговор в приказе за «самовольную перезагрузку школьного ноутбука с программы Windows Vista на программу ASP Linux».
CNews стал известен первый случай активного сопротивления внедрению в школах Linux. Учительница информатики школы №15 башкирского города Белебей Наталья Протопопова получила выговор в приказе за «самовольную перезагрузку школьного ноутбука с программы Windows Vista на программу ASP Linux».
Активные возражения директора школы Тамары Субботиной и ее заместителя по ИТ Натальи Шкварчук против свободного ПО начались, когда они обнаружили, что программы, написанные для Windows, не работают под управлением Linux, а установка принтеров и сканеров требует усилий системного администратора. Среди не пошедших под Linux программ директор школы смогла назвать корреспонденту CNews мультимедийную энциклопедию «Кирилл и Мефодий».
По словам Тамары Субботиной, кроме системных сложностей, Linux принес в ее школу организационные и политические проблемы. Организационная сложность была связана с несовместимым с Windows форматом записи дискет: «В отделе образования не читаются наши дискетки, а мы не можем прочитать их», — пояснила директор. Политической проблемой стало отсутствие в дистрибутиве ASP Linux поддержки башкирского языка.
Проблема башкирской локализации Linux действительно существует. Как пояснили CNews в уфимском Linux-сообществе, главная сложность состоит в отсутствии стандарта на башкирскую раскладку клавиатуры — версий национальных раскладок известно около 10. Решение лингвистической проблемы затруднено практически полным отсутствием носителей языка в среде разработчиков Linux.
Хотя соседний с Башкирией Татарстан — один из трех российских регионов, где сейчас происходит пилотное внедрение Linux в школах, прямой перенос татарского опыта в Башкирию невозможен: в отличие от татарского языка, алфавит которого состоит из 39 букв (в основанном на латинице варианте — из 35), в близкородственном башкирском — 42 буквы.
Интересно, что титульной нации принадлежит менее трети населения Башкирии (по данным Всероссийской переписи 2002 г. — 29,76% или 1,22 млн. человек), причем башкирским языком владеют только четверть (25,8%) жителей. Тем не менее, государственный язык республики обязателен к преподаванию в средних школах республики.
С самой Натальей Протопоповой CNews связаться не удалось. По данным издания, сейчас она госпитализирована по поводу тяжело протекающей беременности. Однако, как известно со слов ее знакомых, проблему с подключением сканеров к Linux-машинам Протопопова решить успела, а выход в интернет, из-за особенностей технических требований местного провайдера, осуществлялся через прокси-сервер, имеющийся в Windows XP. «До принтеров даже дело не дошло, — рассказывает на условиях анонимности знакомый Протопоповой. — Учительницу информатики сняли с должности заместителя по ИТ».
После этого, как рассказала CNews директор школы №15, на 30 с лишним школьных компьютерах ASP Linux был удален, и была инсталлирована ОС Windows XP из пакета «Первая помощь».
Известный энтузиаст свободного ПО, в прошлом депутат Госдумы Виктор Алкснис рассказал CNews, что поддержка местных внедренческих инициатив входит в число уставных целей основанного им и учителем Александром Поносовым Центра свободных технологий (ЦеСТ). «Вмешиваться во внутренние процессы педагогических коллективов — неблагодарное занятие, — говорит он. — Однако мы решили, что обязаны поддержать инициативу Протопоповой и инициировали по этому случаю депутатский запрос на имя министра образования Башкортостана Зинната Аллаярова». Примечательно, что о планах внедрения в российских школах свободного ПО директор Тамара Субботина узнала от корреспондента CNews.
Запрос подписан депутатом Госдумы Сергеем Гавриловым. Виктор Алкснис полагает, что его результатом должна стать как минимум отмена выговора Протопоповой: «Сейчас школы могут рассчитывать на пакет лицензионного ПО „Первая помощь“, но нужно помнить, что лицензия входящих в него продуктов рассчитана только на три года. Когда она истечет, школам все равно придется осваивать Linux, поэтому заблаговременные инициативы нуждаются в поощрении и поддержке».