Аналитики, исследующие российскую аудиторию WAP-сайтов, пришли к новому открытию: хотя у большинства пользователей мобильного интернета доход не выше среднего, аудитория «Рувапа» все же достаточно платежеспособна. Этим пользуются офлайновые бренды, все чаще привлекая мобильный канал в рекламных кампаниях.
В ходе исследования платежеспособности аудитории мобильного интернета, которое в июне провела рекламная сеть Wapstart, было установлено, что пользователи Рувапа способны совершать крупные покупки. Напомним, что в ходе предыдущего исследования Wapstart было установлено, что, вопреки расхожему мнению, пользователи WAP-сайтов в большинстве своем гораздо старше школьного и студенческого возраста.
В ходе второго исследования в Wapstart проанализировали более 1 тыс. анкет мобильных пользователей: 92% опрошенных оказались мужчинами, 55% - старше 21 года. Так, большинство (39%) респондентов указало, что имеет доход менее 30 тыс. руб. в месяц. Вместе с тем, при невысоком достатке они проявляют довольно высокую потребительскую активность, говорят аналитики. Более 40% опрошенных признались, что совершали за последний месяц одну или несколько покупок дороже 10 тыс. руб.
Около 45% респондентов оценивают свои месячные доходы в сумму менее 10 тыс. руб. Аудитория со средним достатком в мобильном интернете тоже есть. Более 16% участников опроса зарабатывают свыше 30 тыс. руб. в месяц.
Соотношение доходов аудитории и накоплений
Около половины посетителей мобильных сайтов (51%) тратят все заработанные средства, еще четверть откладывают деньги на крупные покупки. На «черный день» копят 17% опрошенных. Услугами потребительского кредитования пользовались 36% участников опроса, а ипотекой и автокредитами - всего 2,5% и 3,5% соответственно. При этом банковские пластиковые карты имеют 63% респондентов. Владеют недвижимостью самостоятельно или в доле с родственниками 60% опрошенных. Обладателей иномарок среди мобильных серферов – 20%, еще 14% респондентов имеют отечественные автомобили.
Отдыхали за границей один или несколько раз за последние 3 года 22% мобильных серферов. Еще четверть опрошенных предпочитают путешествовать по России. Остальные проводят отпуск там же, где живут. Развлекательные заведения, кино и кафе несколько раз в месяц посещают 47% респондентов.
«Результаты исследования в целом подтвердили наши представления о среднестатистическом пользователе мобинета», - прокомментировал полученные данные Кирилл Рожковский, основатель проекта Wapstart. По его словам, несмотря на невысокие доходы аудитории, мобильный интернет имеет большой потребительский потенциал.
Вместе с тем, пока большая часть рекламодателей в Рувапе - компании, бизнес которых непосредственно связан с мобильным интернетом (контент-провайдеры, владельцы мобильных ресурсов). «Офлайновые бренды все чаще экспериментируют, используя мобильный канал в масштабных рекламных кампаниях. Пока это сравнительно небольшие бюджеты, но положительная динамика очевидна. За первое полугодие 2009 г. мы провели столько же рекламных кампаний для офлайновых брендов, сколько за весь 2008 г.», - говорит он.
Как прокомментировал эксперт «Финам» Владислав Кочетков, собственные исследования компании демонстрируют, что стоимость контакта с потребителем в мобильном интернете очень привлекательна и приемлема для рекламодателя.
По оценке компании PwC, объем российского рынка рекламы в мобильных сетях составил в 2008 г. $27 млн, то есть вырос почти вдвое по сравнению с 2007 г. (тогда этот показатель составил $15 млн). Аналитики PwC прогнозируют, что в этом году рынок может вырасти до $31 млн, а к 2013 г. – до $134 млн.
В Wapstart отмечают, что исследование PwC учитывает весь рынок мобильной рекламы (SMS, Bluetooth и так далее), тогда как рынок рекламы в WAP – только отдельная его часть. «Мы как участники рынка имеем некоторое представление о масштабах отрасли, поэтому можем сказать, что оценка PwC несколько завышена», - отметили в компании. В Wapstart объем рекламного рынка мобильного интернета оценить затруднились.