Вслед за переводом российских школ на региональное финансирование услуг доступа в интернет, в учебных заведениях резко сократилось потребление интернет-трафика.
Российские учебные заведения, подключенные к интернету, значительно сократили потребление трафика. В январе 2009 г. он составил 22433 ГБ. За аналогичный период 2008 г. - 35454 ГБ. Об этом говорится в отчете о мониторинге, который ведется в рамках мероприятия «Обеспечение трафика для школ, подключенных к сети Интернет в 2006 – 2007 годах».
В документе отмечается, что на 18 февраля 2008 г. из 52 тыс. подключенных школ на баланс региональных властей уже перешли 22,8 тыс. учреждений, еще для 27,4 тыс. школ интернет по-прежнему оплачивается за счет федеральных средств. По данным мониторинга в зоне риска по возникшим в декабре 2008 г. и неустраненным на настоящий момент организационным вопросам остаются два региона — Тульская и Воронежская области.
При этом за минувший год среднемесячный объем потребленного интернет-трафика колебался от 3ГБ на одно учреждение (Еврейская АО) до 1 ГБ (Ставропольский край).
В целом картина использования школьного интернета субъектами федерации крайне неравномерна. Например, в Чеченской республике среднемясячный школьный трафик за год вырос со 154 до 256 МБ. Положительная динамика — в Ненецком АО, Марий Эл, Чувашской Республике, Московской и Волгоградской областях, Краснодарском крае. В Приволжском, Уральском и Центральном федеральных округах количество потребляемого трафика более-менее стабильно.
Тем не менее, есть и более проблемные области. Хуже всего дела обстоят на Дальнем Востоке, где школьный трафик снизился в более чем 10 раз. Сибирские школьники из республики Тыва стали потреблять в 6 раз меньше трафика. Почти в 2 раза сократилась активность работы в интернете школ Республик Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания.
Суть проблемы состоит в переводе программы на финансирование из региональных бюджетов, считают эксперты. "Пока интернет в российских школах курировался централизованно, объем финансирования программы был больше, - говорит CNews Илья Пономарев, депутат Госдумы РФ. - На более высоком уровне была и политика контроля качества. Региональным властям заниматься этим неинтересно. Их задача сейчас - сэкономить на всем, чем они и занимаются. Вплоть до того, что директорам школ отдаются приказы сократить потребление интернета, многие интернет-классы в образовательных учреждениях попросту закрыты - отсюда снижение потребляемого трафика”.
По мнению Пономарева, школьный интернет должен работать за счет федеральных средств. "Сейчас эта сфера деятельности осталась "без хозяина", - уверен депутат. - Ситуация не изменится к лучшему, пока не будет четкого понимания, кому и зачем нужен этот проект”.
Несмотря на шум вокруг программы перевода финансирования доступа в интернет российских школ в ведение региональных властей этот процесс проходит относительно стабильно. В то же время, осенью 2008 г. некоторые учреждения образования все же лишились доступа в интернет, так как возникли нестыковки в договоренностях с провайдерами, которые привели к массовым отключениям.
Несмотря на то, что сейчас 100% российских школ подключены к глобальной сети, многим школьникам так и не удается испытать на себе благо использования ресурсов «всемирной паутины». Данные независимой экспертизы, выполненной по заказу правительства, свидетельствуют, что потребление интернет-трафика образовательными учреждениями неуклонно снижается.
Потребление трафика в школах России в январе 2009 г. значительно сократилось по сравнению с январем 2008 г.
Потребление трафика в некоторых регионах России