Экономический кризис не только не сказался на активности электронной торговли, но и, напротив, способствовал росту популярности интернет-закупок и продаж. К такому выводу пришли специалисты системы электронной торговли B2B-Center. Аналитики подтверждают: такой тренд, действительно, имеет место.
За февраль 2009 г в единой системе электронной торговли B2B-Center, электронной торговой площадке b2b–сектора, завершено 773 торговых процедуры на сумму более 4, 7 млрд руб. Такие данные предоставила компания ОАО «Центр развития экономики», управляющая ресурсом.
Сообщается, что около 75% торговых операций пришлось на конкурсы: в феврале было заключено 286 конкурсов на общую сумму более 3, 5 млрд руб. Также значимую долю (около 21%) составили и объявления о покупке: 482 объявления на общую сумму более 1 млрд рублей. Совокупный объем всех торговых процедур, проведенных в системе за период промышленной эксплуатации (с января 2004 г.), составил более 459 млрд руб., общее количество торгов превысило 62 тыс.
Крупнейшей завершенной торговой процедурой февраля назван одноэтапный конкурс ОАО «МРСК Урала» на капитальный и текущий ремонт электросетевого оборудования для филиала - «Пермэнерго» (его сумма составила 328 млн руб.). По количеству участников торгов лидирующим назван одноэтапный конкурс ОАО «Тюменьэнерго» на право заключения договора на поставку высоковольтного оборудования: на 9 лотов конкурса было зарегистрировано 98 претендентов.
Рост популярности электронных форм осуществления закупок и продаж – следствие экономического кризиса, считают эксперты ОАО «Центр развития экономики». «В условиях финансового кризиса владельцы бизнеса оптимизируют издержки, заменяя офлайновые формы торговой деятельности электронными», - пояснил председатель совета директоров ОАО «Центр развития экономики» Александр Бойко.
По его словам, электронные системы позволяют снижать цены закупок на 15–22% и сокращать издержки на процесс организации торговых процедур до 50–70%. Поэтому спрос на такие системы будет активно расти, считает он. «Считаем это уверенным шагом к началу формирования единого цивилизованного рынка электронной торговли в России», – заявил Бойко.
В ИК «Финам» подтверждают, что такой тренд имеет место. «Электронная торговля позволяет получать более выгодные цены, что стимулирует интерес к ней во время кризиса, - отмечает аналитик «Финама» Владислав Кочетков. - Компании, в свою очередь, ищут новые каналы сбыта, что также позитивно отражается на динамике оборотов. Наш прогноз на 2009 год предполагает рост рынка на 25-30%».
Сейчас системой B2B-Center пользуется 23 тыс участников, при этом система развивается с динамичностью порядка 1 тыс. новых компаний в месяц. В феврале в B2B-Center зарегистрировано 1120 новых участников – такой рост почти в 2 раза превысил показатели аналогичного периода прошлого года (662 новых участника) и почти в 3 раза – показатели «докризисного» периода (401 новый участник в сентябре прошлого года). По прогнозам компании, к концу года количество участников системы увеличится до 35 тыс. Как рассказали CNews в ИК «Финам», компанию с таким оборотом можно назвать одним из лидеров рынка: на нее пришлось около 15% всей электронной торговли, или две трети оборота в В2В-сегменте.
Экономический кризис способствовал росту популярности интернет-закупок и продаж