По словам главы Минкомсвязи, доходы сектора телекоммуникаций опережают доходы нефтяной отрасли в масштабах мира. Российский телеком-рынок также неплохо переносит кризис. По мнению его участников, услуги связи – одна из самых последних статей расхода, от которых откажется российский потребитель. При этом чиновники призывают компании не поднимать тарифы (или делать это постепенно) и воздержаться от сокращений рядового персонала.
«Увеличивается доля конкретного вклада в мировой ВВП. По оценкам экспертов, доходы мировой телекоммуникационной отрасли в 2008 г. составили около $1,4 трлн. Примерно так же оценивается и вклад информационных технологий в мировой ВВП», - заявил вчера Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций, выступая на конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса». «Более того, доходы сектора телекоммуникаций опережают доходы нефтяной отрасли. Арифметика предельно простая - ежедневно добывается порядка 85 млн баррелей нефти или чуть более 32 млрд в год. При цене в $40 - это всего лишь 1 трлн за год с небольшим, то есть меньше, чем одна телекоммуникационная отрасль».
Практически все эксперты отмечают, что услуги связи, наряду с едой, одеждой и жильем, стали базовой потребностью человека. Этим и объясняется тот факт, что, несмотря на кризис, телекоммуникации продолжают рост, хоть и не такой бурный, как в прежние времена. «Для россиян расходы на телефон – последние в списке на сокращение в условиях кризиса, они составляют незначительную долю в потребительской корзине», - комментирует Сергей Приданцев, президент «Комстар-ОТС». В условиях кризиса фиксированная связь снова становится фаворитом, опровергая все прогнозы о своей скорой кончине. Фиксированный телефон, по словам Приданцева, стал «якорной» услугой в кризисные времена. «Более того, в конце прошлого года мы зафиксировали значительный рост спроса на установку фиксированных телефонов», - добавил Приданцев.
«Да, ARPU и фиксированной, и сотовой связи в России настолько невелико (средний показатель находится на уровне $10), а население настолько привыкло пользоваться соответствующими услугами, что будет экономить на них в последнюю очередь, - подтвердила CNews Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент». - В итоге доходы от фиксированной связи будут стабильными, точнее, растущими в рамках установленных тарифов».
Сегмент мобильной связи, по мнению его игроков, все-таки ждет некоторый спад. «До кризиса рынок мобильной связи рос на 20-40% в год. В 2009 г. мы ожидаем «просадки» этого рынка примерно на 10%», - заявил Михаил Герчук, вице-президент по коммерческим вопросам МТС. «Восстановление рынка мобильной связи начнется только с 2010 г.», - резюмировал он. Впрочем, по словам Анны Зайцевой, не исключено, что мобильная связь сможет чувствовать себя даже увереннее, чем стационарная. «Например, мы не исключаем, что часть абонентов, особенно в регионах с низкой телефонизацией, отдаст предпочтение мобильной связи, а не установке стационарного телефона, которая обходится дороже, чем бюджетный мобильник, - полагает представитель «Финама». - В результате в рублевом выражении мы не ожидаем снижения рынка сотовой связи, хотя темпы его роста сократятся». В «Финаме» также прогнозируют, что восстановления динамики рынка можно будет ожидать в 2010-2011 гг.
Как отметили все эксперты, несмотря на то, что телеком-рынок продолжит развитие в условиях кризиса, выживут на нем только по-настоящему эффективные компании. По мнению Сергея Приданцева, те компании, которые гнались за абонентской базой и долей рынка, но при этом не смогли выйти на операционную прибыль до кризиса, скорее всего, теперь не смогут выйти в прибыль никогда. «В условиях кризиса ликвидности единственный выход для них – объединение с финансово-эффективными компаниями, - полагает президент «Комстар-ОТС». - Поэтому в 2009 г. мы ожидаем новый всплеск активности на рынке слияний и поглощений компаний».
Естественно, что компании-участники рынка основным из путей выживания в период кризиса видят повышение эффективности свое деятельности (прежде всего – через снижение и оптимизацию издержек). Один из способов достичь этого – увольнения «избыточных» сотрудников и снижение заработных плат. По словам Евгения Чечельницкого, зам. гендиректора «Связьинвеста», сегодня в большинстве российских телекоммуникационных компаний уровень производительности труда значительно ниже, чем в других странах с развитым телекоммуникационным рынком.
Но при этом чиновники от связи говорят о важности людей. В новых экономических условиях следует думать, прежде всего, о людях: о конечных потребителях и рядовых сотрудниках отрасли, считает Игорь Щеголев. По его словам, есть примеры, когда компании десятками сокращают инженеров и техников, при этом оставляя высокооплачиваемых руководителей. И через год, когда спрос и доходы восстановятся, некому будет обслуживать абонентов. «Интересно, полезут ли тогда руководители в кабельные колодцы? – интересуется министр. - Если такое случится, пригласите меня, мне интересно будет посмотреть».