Куда теперь без Интернета? Да никуда! XXI век на дворе. Сеть сегодня - не только источник новых знаний и возможность услышать и увидеть человека, находящегося от тебя за тысячи километров, но и возможность заработать. Причем большие деньги. И совсем не виртуальные, а самые что ни на есть настоящие миллионы и даже миллиарды.
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин задался вопросом, как это сделать и с удивлением узнал - жизнь сетевых богачей не столь безоблачна, как может показаться не первый взгляд.
Сергей Пименов теперь на каждой вечеринке всего пару часов за пультом, а потом - бегом к ноутбуку. Там за монитором - совсем другая реальность. Он заплатил многие тысячи долларов виртуальным архитекторам, которые построили ему копию Москвы с виртуальным вождем мирового пролетариата.
Сергей Пименов: "Очень много иностранцев, которые сразу телепортируются на Красную площадь, идут в Мавзолей, видят Ленина и приходят в восторг: "Вау! Ленин!". Выходят и улетают".
"Секонд лайф" (Second Life) - первая онлайн игра, виртуальные деньги из которой можно перевести в реальные доллары. Сергей Пименов уверен: в "Секонд лайф" нужно не играть, а инвестировать. Тысячи вернутся миллионами - рекламодатели захотят повесить билборд на кремлевской стене, а сетевые олигархи приобрести особняк на виртуальной Рублeвке.
Сергей Пименов: "Если вы купили остров, то это ваша земля. Вы можете строить недвижимость, продавать ее, можете строить магазины, продавать товары. Все, что вы можете делать в реальном мире, можно и виртуальном".
Еще пару лет назад о прибылях в российском Интернете и не заикался никто. Сегодня здесь вращаются миллиарды. В Сети главный критерий - посещаемость страницы. Это похоже на схему с мертвыми душами. Считается, что на одном интернет-пользователе можно заработать 20 долларов (на рекламе и прочих сервисах). Если у сайта в день миллион посещений - отсюда и берутся заоблачные суммы.
Эдуард Шендерович, директор по развитию интернет-компании: "Бизнес на Интернете намного интереснее, чем другие вложения, потому что масштабы не ограниченны. Именно потому капитализация интернет-компаний растет намного быстрее".
Реклама - двигатель Интернета, его генеральный спонсор. Тимофей создает ролики специально для интернет-аудитории.
Тимофей Бокарев, директор рекламного агентства: "Представьте, что человек 200 раз увидел по телевизору, как тетя Ася приехала в деревню. Он что - еще и в Интернет пойдет "догоняться"? Если только это не будет..."
Если только это не будет смешно. Расчет на то, что пользователям так понравится, что они разошлют рекламу друг другу. Эффект компьютерного вируса. Например, проект "Доживи до отпуска" - это реклама средства борьбы со стрессом. На бренд вряд ли кто обращает внимание, но в подсознании у тех миллионов, что посмотрели его, он остался.
Дима и Илья добавили к сетевому юмору легкий налет эротики - и не промахнулись. Интернету понравилось.
Дмитрий Козлов, гендиректор рекламного агентства: "Фактически это была антиреклама... Но ролик был такой смешной, что люди его друг другу пересылали. Фактически он сам стал вирусной рекламой, хотя предупреждал об опасности вирусной рекламы".
Они начинали с одного компьютера в общежитии, теперь у них офис в центре, десятки работников. Бороться и искать, как идею продать. Свежий заказ: нужно оформить сервис виртуальных новогодних подарков. Вечная проблема - что дарить? А они уже знают ответ.
Юний Давыдов научился красиво упаковывать любые товары и услуги, это он придумал: не рекламировать, а провоцировать. Сначала - странные акции...
Юний Давыдов, директор рекламного агентства: "У нас есть акция для серьезного и консервативного банка - в Сибири прошли "денежные дожди". Да, сыпались деньги с неба".
Потом видео с отчетом запускают в Интернет. Там "вирус" распространяют популярные блогеры - сетевые писатели. Гоблин Гага, в миру Руслан, в сети - авторитет, ему доверяют тысячи читателей и если он напишет "вот недавно купил телефон, нравится", то все пойдут и купят такой же. Скрытая реклама.
Гоблин Гага, блогер: "У меня есть прайс-лист, там все товары перечислены, цены указаны. За единичный пост, чтобы не напрягаться, я беру от 200 до 300 долларов".
Рекламщики платят ему деньги, и Гага пишет, например: "Аццкий отжиг девчонок на Невском. Всем смотреть". И все смотрят. Посещаемость растет, а с ней и рекламный отклик.
Гоблин Гага, блогер: "Интерес к вирусному маркетингу заключается в том, что можно нарушать рекламное законодательство. Тут не придерешься - человек просто сделал картинку, а другие ее растащили. Можно использовать детей в рекламе пива, ролики снимать с имитацией насилия, секс, никто тебе ничего не скажет".
И на голой идее в Интернете можно сколотить состояние. Альберт Попков - воплощение сетевой мечты.
Альберт Попков, директор проекта Odnoklassniki.ru: "Для того чтобы сделать первый шаг, нужно не так много денег. Сколько? Я начинал с бюджетом в несколько тысяч, дальше пошло десятками, сотнями".
И хотя его проект пока не дает прибыли, ресурс оценивается экспертами в десятки миллионов долларов. А все из-за темпов роста: у ресурса больше шести миллионов пользователей, с каждого по доллару - и целое состояние в кармане. Платные сервисы еще в разработке, но только на показе рекламе бывшим школьницам и школьникам Альберт зарабатывает сейчас сотни тысяч.
Альберт Попков, директор проекта Odnoklassniki.ru: "В следующем году мы окупим наши затраты".
Кто-то ищет здесь свою первую любовь, а Андрей - аналитик закрытого бюро по сбору долгов - выслеживает тех, кто скрывается от банков и милиции. Он гримируется под симпатичную девушку в бикини. Дальше все просто.
Андрей, аналитик бюро кредитной безопасности: "Поскольку многие молодые люди хотят познакомиться с красивой девушкой, в ходе общения можно получить как минимум номер мобильного телефона".
Беглецы меняют прописку, номер телефона, а потом попадаются в Интернете. Должники и не догадываются, что их страницу смотрят не только ради сетевого флирта.
Владлен Сергеев, член совета директоров бюро кредитной безопасности: "Вопрос этики можно опустить. Ведь не отдать долг - это очень плохая энергетика".
Со стороны кажется, что все так просто - деньги, успех... Только включи компьютер. Но там, где есть возможность заработать состояние, таится опасность и потерять едва ли не больше. Многомиллионные проекты можно обанкротить хакерскими атаками.
Операционные системы, на которых работают веб-порталы, не идеальны. В теории даже школьник может обнаружить уязвимость, достать специальный код, запустить небольшую программу и выключить монстра электронной коммерции из интернет-матрицы.
Эдуард Муртазин стал жертвой хакеров. Это называется DDoS-атака: на сервер, который рассчитан, к примеру, на посещение тысячи человек в секунду, приходит одномоментно в тысячу раз больше. Сайт не выдерживает такого натиска и виснет. Муртазин уверен - его сетевой журнал о мобильной связи "заказал" кто-то из тех, о ком он писал. Но доказать ничего не может.
Эдуард Муртазин, главный редактор сетевого журнала: "За серьезными атаками стоят люди, которые профессионально поставили такую деятельность на поток и зарабатывают на этом деньги. Это может быть вымогательство или продажа "защиты" от атак".
Вместо бейсбольных бит начала 90-х - взломщики паролей и сетевые сканеры XXI века, но методы все те же. Бизнесу нужна стабильность, а правила игры в сети меняются слишком быстро. Поэтому вложения в мегабайты мегарискованны, хотя и суперприбыльны.
Рекорд месяца - ведущую компанию Рунета оценили в миллиард долларов. До этого столько стоили только нефтяные вышки.