Бачурина Т.Е.
"Воинское воспитание для мальчика от рождения до года"
...да прославится Отец в Сыне...
(Ин.14.,3)
"...Я б для батюшки-царя родила богатыря..."
А.С. Пушкин
С православной точки зрения человек существо духовно-телесное. Дух в человеке проявляется как совесть, Страх Божий. Через дух также проявляются добродетели: вера, надежда, любовь. Душа имеет три основные силы и сферы проявления - это сила умная, посредством которой человек познает видимый мир; сила сердечная - это сфера чувств, которая проявляется через любовь, скорбь, печаль, радость и т.д. Видимая часть в человеке - тело, плоть - одежда души, и орудие души; телом человек привязан к материальному миру и живет в нем, преображая его для своих нужд. Задача духовного развития и нравственного совершенствования заключается "не в том, чтобы задавить и умертвить душевное и телесное ради духовного, а в том, чтобы сделать управляемыми и послушными сферы душевную и телесную духовными основами своей жизнедеятельности, как более тонкой и высшей сфере в человеке.
Русская православная традиция воспитания в основе своей имеет принципы сбалансированности духовного, душевного и телесного, т.е. для того, чтобы ребенок узнал окружающий его мир и нашел в нем свое место, ему показывают этот мир как согласованное целое, взаимосвязанное и гармоничное. Это достигается тем, что сенсомоторное развитие (владение голосом, телом) сочетается с развитием абстрактного мышления (молитва, чтение книг, слушание рассказов и былин) и образного, а также здоровых эмоций. При этом устанавливается связь с нравственным и эстетическим.
Увлекаясь новомодными и быстроменяющимися педагогическими нормами, а чаще гипотезами, мы жертвуем нравственным и физическим здоровьем наших детей, теряя драгоценные для воспитания первые годы жизни ребенка и пренебрегая опытом многих поколений.
Сбор и публикации детского фольклора страдают тем недостатком, что по ним не возможно воспитывать детей, применить их в жизни. В этой статье хотелось бы хоть немного передать из богатого векового народного опыта и предложить практический комплекс занятий с ребенком до года, показав, по возможности, как народная традиция решала задачи духовного, душевного, физического и нравственного развития с самого начала человеческой жизни. Духовное же развитие и становление личности происходит только в лоне Православной церкви, вне церковных таинств это развитие не возможно и дух человеческий так и остается в стадии зародыша, так как духовная жизнь связана с Богом и Бог - есть Дух и только в общении с Ним, дух человеческий возрастает.
Касаясь тайны деторождения, хотелось бы обратить внимание на учение об этом предмете мужей, которые благодаря чистоте своей жизни проникли в глубины человеческого естества. Они учат, что душа ребенка начинает формироваться с первого взгляда юноши и девушки. Следовательно, чистота и целомудрие влюбленных является залогом нравственного и душевного здоровья их младенца и нации в будущем и наоборот.
Отношение к себе ребенок начинает чувствовать именно с начала жизни, т.е. с внутриутробного периода. Как только проявляются признаки беременности и сама будущая мать и окружающие уже начинают заботиться о ребенке. Дитя - дар Божий, дети преображают дом. По этому плодоносящая должна внимательно относиться к своему душевному состоянию, это время для нее связано со многими запретами. Современные ученые лишь недавно установили, что уже во внутриутробный период у маленького человечка начинает работать слух и вестибулярный аппарат, он чувствует и даже видит свет, т.е. уже в материнском лоне ребенок "накапливает информацию", уже учится, и характер этого опыта оказывает либо положительное, либо отрицательное воздействие на всю последующую жизнь. Но с незапамятных времен все это учтено в мудрости народной и применяется в жизнь, в частности в форме запретов для беременной, оберегающих её и дитё от вредных впечатлений: она не должна быть при заколе животных и слышать их крик при этом, иначе, говорят, родившегося ребенка "обуяет родимчик, он не будет по ночам спать, и изведется от крика"; "отяжелевшей" нельзя касаться руками своего тела, пока у нее не пройдет страх и испуг от грозы, молнии, пожара, чтобы не передать страх дитю; чтобы родившийся в будущем не стал пьяницей; "брюхатая" мать не должна пить водку, бражку и желать горьких овощей: лука, перца, редьки; "во бремени" женщина старается не глядеть на все некрасивое, уродливое, неприятного вида, и наоборот, ей полезно смотреть и любоваться на "маленьких здоровеньких ребятёнков", и часто взглядывать на мужа, чтобы "ребятёнок был на него похож и в него хорош и пригож", или смотреть на себя в зеркало; любоваться цветами.
Будущая мать должна себя беречь и нравственно, духовно. В древности женщины "на сносях" часто старались посещать храм Божий и особенно в "Святки", на "Рождество", Пасхальную неделю, "Троицу" и "Николу". В это время беременные ходили в церковь, оставляли за церковным порогом все страхи и тревоги, и посредством живого общения с Богом они душой утешались и успокаивались созерцая духовную гармонию храма, икон; через это они приобретали доброе твердое настроение, а если мать спокойна, то и ребенок тоже.
Бережное и спокойное отношение к будущей матери должно быть и со стороны окружающих. "Брюхатая" должна пить больше молока и есть красные ягоды: бруснику, клюкву. Но богатое питание сочеталось в крестьянской жизни с гораздо большей нагрузкой, чем у большинства современных женщин. Русская традиция и опыт придерживается принципа, что беременной молодухе лучше работать, чем отдыхать - легче родит, важно не работать чрезмерно, не надорваться. Через нагрузку матери и ребенок получает необходимую ему нагрузку, что обеспечивает ему правильный обмен веществ, и опыт, и готовность к труду. Это разумный подход, защищающий женщину от гиподинамии, излишков веса, а с точки зрения обмена веществ в организме, мышечная работа - основной поставщик углекислоты во внутреннюю сферу.
Во время беременности специальные бабки учили молодуху особым образом дышать и кричать в момент родов, чтобы и самой и младенцу легче перенести момент рождения.
Мы видим, что уже в утробе матери малыш проходит своего рода школу. С момента появления на свет начинается новый этап, теперь становиться явным пол ребенка, в соответствии с которым и идет воспитание, например мальчику желают:
Расти, казак,
Пригож, богат,
Силён, смышлён,
Красотою наделен.
Вообще, воспитание мальчика это длительный, многоступенчатый процесс, которому нужно уделять особое внимание. В древности в первые же дни после рождения мальчику давали подержать в руки нож - через это символическое действие ребенок признается мужчиной, таким же, как все, но еще маленьким. То же значение посвящения в мужчины - воины имело и символическое облачение мальчика в кольчугу и шлем. Об этом древнем обряде упоминается в "Слове о полку Игореве":
"Метки в стрельбе мои куряне*
Под трубами повиты,
Под шеломами взлелеяны,
Концом копья вскормлены,
Пути им все ведомы..."
Так князь описывает правильное воспитание своих воинов, подчеркнув, что оно началось с самого детства. Рождение будущих воинов ознаменовано сигналами труб, как и победа в бою; взлелеяны, взращены они под шлемами, то есть с одной стороны, под защитой оружия, а с другой, - практически в шлеме, т.е. облаченными в доспехи, и с младенчества приучаясь носить оружие, пользоваться им и ценить его. "Концом копья вскормлены" сказано про воинский обычай есть с ножа, что придает силу, мужество, ярость в бою.
Важным являлся также и этап освящения сына - когда ребенка приносили домой, его брал на руки отец, и, перекрестив, клал его в люльку, т.о. он благословлял своего сына. Мальчик сразу приобщался к мужской культуре словом, мелодией, ритмом, символами, первыми тактильными ощущениями.
ПОВИВАНИЕ.
Пеленали ребенка с помощью повивальника (или пеленальника) - домотканой полосы шириной10-15 см., обычно они были узорные и передавались в роду из поколения в поколение. Ребенка обертывали в пеленки, а сверху, с плеч, чуть наискось обматывали его повивальником, по направлению к ногам, концы либо заправлялись, либо завязывались узлом, но так, чтобы ребенок на нем не лежал, т.е. или сбоку, или сверху. В крестьянском быту младенец подолгу мог оставаться без присмотра, его могли брать на работы в поле. Учитывая это, пеленали довольно туго, чтобы предотвратить резкие нежелательные движения, падение, чтобы малыш не испугался; туго пеленали и ножки, считая, что так они будут прямее.
УКАЧИВАНИЕ.
Укачивание под колыбельную очень полезно для младенца: это развивает вестибулярный аппарат, чувство ритма, а ритм - это одна из основных мировоззренческих конструкций - в такте, музыке, песне, бое. Особенно мальчику колыбель время от времени желательно встряхивать, постукивать об стену, таким образом, сбивается привычный для ребенка ритм колыхания люльки, тренируется способность к переключению внимания, вырабатывается готовность к изменениям, приспособляемость к ним. Все это важно не только для физических навыков, но и для психологического настроя и поведения будущего воина - мальчик как-то приспосабливается к новым колебаниям, "отвечает" на изменения, таким образом, не складывается каких-то динамических привычек, вырабатывается готовность действовать в соответствии с изменяющимися условиями, больше терпеть, не переживая, а действуя.
Кроме того, чрезвычайно важно сочетание движения колыбели и голоса, интонаций, слова, рифмы колыбельных песен, все это, завязанное на ритме и повторении является для малыша хорошей школой и опытом общения с окружающим миром.
УСТРОЙСТВО ЛЮЛЬКИ
Устройство люльки достаточно простое и при желании ее можно сделать и в квартире. Зато пользы будет больше, чем от современных колясок, и родителям проще убаюкать и успокоить ребенка, да и для самого ребенка полезнее.
Существует несколько вариантов люлек: "на очепу", на пружине (или просто на ремнях) и на ножках - полозьях. Саму зыбку можно делать по-разному: либо сколотить рамку из 4 дощечек, обтянуть ее плотной натуральной тканью; либо сколотить как ящичек; можно сплести из сосновых дранок как корзину, делали её и из коры липы. Дно можно обтянуть мешковиной, рогожей или кожей. Дно не должно сильно провисать, для этого можно класть на ткань досочку и тогда поверх нужен матрасик. Подушку лучше не класть или совсем тоненькую. К углам люльки крепятся четыре веревки (или с помощью колец или через дырки). Сверху колыбель должна быть закрыта пологом, иногда его шили специально из льна, вышивали, но это могла быть и старая юбка или часть сарафана. Саму люльку мастера делали резной, красивой, в изголовье вырезался какой-нибудь венок или цветок, а у подножья обязательно крест.
Если делали колыбель на очепу, то брали длинную, гибкую жердь (березу, вересину) и вдергивали ее в кольцо, которое было вбито в матицу; к ее свободному концу крепили за веревки люльку, веревки крепили или за сучок, или за вбитый в жердь гвоздь.
Можно крепить веревки и на пружину, которую крепят к кольцу. Качать зыбку очень удобно - нескольких легких движений достаточно, чтобы люлька долго колебалась. Можно привязать к люльке внизу веревку с петлей для ноги и качать ее ногой, занимаясь при этом, например, рукоделием. Такая зыбка колыхается ритмично, плавно, и что важно - из стороны в сторону и слегка вниз - вверх, сохраняя при этом голову и ноги младенца на одном уровне. Современная коляска качает резко, и подбрасывает вверх то голову, то ноги, в то время как наша русская традиция не допускает, "чтобы зад с головой перебалтывали".
Качание в зыбке имело и практическое значение, так как приучает человека к последующему роду занятий: например, кроватка на длинных ножках, которые крепятся к закругленным полозьям повторяет движение лодки по волнам, чтобы в будущем ребенок не страдал морской болезнью, к тому же колебания люльки похожи на ощущения скачки на рысях, таким образом, готовится будущий наездник.
СЛУХОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Как признают современные ученые, фольклорные произведения (припевки, колыбельные и т.д.) интересны младенцам прежде всего высокой интонационной выразительностью, точная аппаратура фиксирует уже в крике новорожденного интонационную структуру, запрограммированную на подкорковом уровне. Это позволяет крохотному существу выделять интонации человеческого голоса раньше. Чем фонему родного языка. Для новорожденного важны и полезны простая рифма, повторяющиеся звукосочетания и слова, поэтому следует не забывать выделять и тянуть голосом гласные - при этом малыш прислушивается, всматривается в лицо говорящему. Таким образом, в первые месяцы жизни прежде всего надо развивать восприятие интонаций: утвердительной, вопросительной, восклицательной, в общем, всех оттенков чувств (удивление, радость, недовольство, просьбу, повеление и т.д.). Для этого подойдут всевозможные прибаутки:
- Афонюшка - братец!
Почём же ты плачешь?
- Как же мне не плакать!
Жена молодая
Зацепила за пенёк,
Простояла веь денек.
С помощью прибауток родители могут показать интонацией различные душевные переживания в зависимости от смысла текста, но при этом помните, что ребенок такой же, как вы человек, с ним нельзя сюсюкать, дурачиться. Множество припевок, построенных в форме вопрос - ответ (типа ладушки-ладушки) приучают ребенка к действию, ответу на внешние раздражители, опасность, как словесно, так и динамически, управляя своим телом. Особенно это важно для воспитания будущего воина, т.к. вырабатывается система защита - атака, и психологически приучает к завершенности фразы, к точности позиции, что важно и для динамики танца и боя.
Повторение - мать учения, а малыши как раз очень внимательно вслушиваются в короткие ритмические повторяющиеся припевки:
О качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках - прянички,
В щёчках - яблочки,
О люлю, люлю, люлю!
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И ВООБЩЕ ПОДРАЖАНИЯ
Особое внимание обратите на потешки, песенки, в которых есть звукоподражание музыкальным инструментам, например дудочке (ой, ду-ду-ду-ду), свирели (ой, люли - люли), колокольчику (тили - бом, тили -бом), рожку (ту-ру-ру), гуслям (трень-брень, трень-брень) и т.п. После фразы делайте паузу, чтобы мозг младенчика воспринял звуковую информацию. Таким образом совершенствуются слуховые ориентировочные реакции.
Прежде, чем перейти к двигательным упражнениям, надо отметить важность и значение сочетания действия и фразы, т.к. это основная форма народного физического воспитания. И телодвижения, и речь сами по себе это языки. Но наиболее древние и важные понятия связывают эти языки, что дает возможность этим понятиям сохраняться и передаваться из поколения в поколение очень долго. Достаточно упомянуть, что воинская присяга принимается с оружием в руках, коленопреклоненно, с целованием знамени, то есть с прикосновением к воинским символам, а ведь слово "присяга" как раз и происходит от глагола -сягать-, по Далю - доставать до чего, хватать, достигать. Другой пример, когда люди собираются говорить правду, то они кладут себе руку на грудь ("положа руку на сердце"). Когда закрепляют договор или спор, - разбивают руки. Таким образом, устанавливается связь "слово-движение", с помощью которой быстрее и прочнее запоминается момент.
ПОТЯГУШЕЧКИ - ПОРАСТУШЕЧКИ
Начиная с 1-1,5 месяцев ребенку надо делать растягивающие упражнения.
№1. Потягушечки - порастушечки.
а) Тянут голосом: "Потягу-у-у-шечки" и гладят вдоль тельца, "Подрасту-у-у-шечки" - тельце сжимают в комочек и опять гладят вдоль тела, за бочка, за подмышки.
б) также разглаживают и ручки от кисти к плечу.
в) придерживая одной рукой стопу ребенка, другой поглаживают по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к паху, по внутренней поверхности бедра не массируют. При этом голосом припевают:
Потягу-у-у-шечки,
Да расту-у-у-шечки!
Растянитесь, ножки,
Вырастайте, ножки,
Да побегу-у-у-шечки -
Не кривы, а прямы!
Такая словесная формула обладает всеми необходимыми для развития ребенка элементами: длинные гласные, рифма, ритм, интонации, а сочетаясь с первыми двигательными навыками, такие упражнения доставляют малышу не только пользу, но и радость, удовольствие. Как правило, эти положительные эмоции человек сохраняет на всю жизнь, они легко возникают снова, заставляют человека потягиваться, когда он слышит знакомую с детства припевку.