День программиста – неофициальный всемирный профессиональный праздник, который отмечают на 256-й день года (в високосный год – 12 сентября, а в невисокосный – 13 сентября). Такую нетрадиционную дату выбрали оттого, что число 256 – количество чисел (от 0 до 255), которые можно представить с помощью одного байта.
Незадолго до праздника меня пригласили на корпоративную вечеринку фирмы, которая занимается программным обеспечением. Так я оказалась в компании настоящих программистов и с интересом наблюдала, как один из них сначала покатал свою девушку на качелях, а затем начал внимательно разглядывать механизм. Коллеги прокомментировали такое поведение: «Наверное, хочет оптимизировать».
Оптимизировать процесс, то есть сделать так, чтобы на него тратилось минимум времени и ресурсов, – профессиональная привычка программиста. Оптимизировать можно все, даже приготовление еды: «Это определенная последовательность процессов, которой нужно придерживаться. Сначала длительный процесс – поджарить мясо, потом короткие операции в правильной последовательности, тем более, если в наличии только одна сковородка – ограниченный ресурс», – рассуждает знакомый. По его мнению, непрогнозируемые сюрпризы жизни – это в действительности не что иное, как незакрытые алгоритмы.
Сергей в программировании с 1988 года, то есть помнит еще те времена, когда не было Интернета, а компьютеры были величиной с комнату. Рассказ напоминает героический эпос, когда речь заходит о хакерском движении: «В те времена все были хакерами. Постсоветские лавры программиста доставались молодцам. Им удавалось не только сломать «буржуйскую» игрушку или программу, но и усовершенствовать ее. Первая заповедь хакера – поделись кодом. А теперь хакерское движение сошло на нет, все поглотила коммерция: разработчики работают за деньги, а не за идею. И хакерами уже называют взломщиков, то есть путают с крекерами и фрикерами, которые взламывают программы и телефонные сети. В целом, чтобы вы понимали, хакер – это хороший человек, а крекер – вор».
Средний возраст программиста – 25-30 лет. Научиться никогда не поздно, люди и под сорок приходят в профессию и успешно ею овладевают. Это, как правило, математики с четким логическим мышлением, но, кроме выпускников специализированных вузов, есть множество самоучек: в прошлом учителя и даже журналисты. Тем более, что это профессия творческая. «Программирование – это искусство. Далеко не каждый может стать программистом, – считает Лена. – Нужно постоянно креативить. Придумывать, как сделать так, чтобы программа оптимально работала, продумывать ситуации, в которых она может не работать».
Ранее программистов можно было узнать не только по одежде, но и по сленгу, но в настоящий момент большинство компаний запрещают его употреблять. Это отголоски глобализации, перехода на мировые стандарты, ведь сленг может иметь региональные отличия, а когда компания международная, а таких все больше, ее работникам нужно как-то общаться. Выработались и определенные правила – если в компании двух программистов есть кто-то третий, о компьютерах ни слова.
С этим даже примета связана: когда заходит речь о компьютерах, программистам больше не наливать. «Это есть: программист иногда имеет блуждающий взгляд, а еще может пропасть в разговоре, что-то рассказывать, а затем переключиться, почти с каждым такое случается. Это значит, что в отдаленных участках мозга закончила работу определенная программа или найдено нужное решение проблемы, над которой думал параллельно с разговором. Девушки на такое жалуются – мол, «ты меня не слушаешь», – сознается Максим и здесь, как и предупредил, «пропадает». Наверное, что-то все-таки решил...
«Программисту ежедневно нужно проработать огромное количество информации – у меня это около 500 страниц, – то ли жалуется, то ли хвастается Андрей. – Причем останавливаться нельзя, иначе проиграешь конкурентам. Держать все это «в оперативной памяти» нереально, поэтому все, что можно не запоминать, я забываю: имена, дни рождения, номера телефонов. Но свой код могу вспомнить через многие годы. На проверку я когда-то вспоминал до 400 страниц написанного мной кода: мог сказать, что на какой странице находится и начать диктовать его с этой точки».
Поражает разнообразие фольклора. От сервера к серверу передаются легенды о «знакомом», пожелавшем работать в Google. Он полтора года выполнял их задания по интернету, летал на собеседования, а теперь имеет офис в форме бассейна, в центре его и работает с ноутбуком, сидя в кресле. Опытные программисты хвастаются, что умеют по звуку клика на клавиатуре определять, в частности, секретный пароль. Или, находясь в одной части света, могут заставить самоуничтожиться компьютер на столе где-то за океаном.
А еще программисты любят пиво, активный отдых и специфические шутки, больше уважают Линуса Торвальдса (изобретателя Linux), чем Билла Гейтса, видят во сне части программных кодов, записывают их, когда просыпаются, – и они работают! Но главное, и с этим все соглашаются, – программисты общаются с компьютером охотнее, чем с людьми.
Поговаривают, что в самых современных офисах разных стран мира на рабочих местах программистов неизвестно откуда появляются обрывки распечатки из черных-черных, многократно правленых кодов. Человек, который возьмет такой код в руки, бросает семью, забывает друзей, не отвечает на электронные письма и сидит часами, стуча по клавиатуре. Это черный программист завладел его душой... И возможно, таким способом работает над созданием искусственного интеллекта, ведь именно к этому стремится каждый настоящий программист.